рецензия
Не плакать невозможно.
Как прошла на Покровке первая премьера Дины Корзун
В «Покровка. Театр» состоялся первый спектакль юбилейного 35-го сезона и актрисы Дины Корзун, вошедшей в труппу маленького театра, созданного в конце прошлого века Сергеем Арцибашевым.
Сегодня театр, называющий себя «первым по классике», переживает глобальное обновление. Хочется верить, что это не только смена вывески, блестящие интерьеры после ремонта, энергичные молодые люди в руководстве. Нужны яркие идеи, оригинальные постановки.
Торжественное открытие театра после реновации запланировано на конец месяца, но уже вчера двери распахнулись для зрителей — театр позвал на спектакль «Вечно живые» по бессмертной пьесе Виктора Розова, написанной им в отпуске после ранения в 1943-м, но и сегодня актуальной.
Премьера на Покровке — не для театра («Вечно живые» режиссера Геннадия Шапошникова в репертуаре уже 8 лет), а для актрисы Дины Корзун, которая в 2022-м вернулась в Россию из-за границы, где жила несколько лет с мужем и дочками.
Прежде выпускница Школы-студии МХАТ Дина Корзун играла в Московском Художественном, работала в Королевском театре в Лондоне. По возвращении на родину представляла моноспектакль «Как я пришла в сознание». Но в труппе не играла до вчерашнего дня. И волнение у Дины, конечно, присутствовало: спектакль сложившийся, пьеса — одна из самых популярных в русском театре…
Роль ей досталась не главная, но яркая, на сопротивлении. В сложной военной обстановке, когда «все для фронта, все для Победы», ее героиня надела хоть и не шибко роскошное, но все-таки вечернее черное платье. На пальчике — камешек, в ушах — крупные и явно дорогие серьги. Она — хозяйка жизни, хотя ее приютили. Она не работает, но требует от других и яств на столе, и автомобиля (пожарного, санитарного, в крайнем случае — автобуса), чтобы «айда кататься!», как в когда-то в Ленинграде…
Дина Корзун — Антонина Монастырская. Сейчас бы сказали: пассия, близкая подруга Марка Бороздина. Виктор Розов никаких объяснений этой героине не давал. Только ФИО и возраст — 33 года. Да и что тут объяснять?!

Такие антонины и марки во все времена были. Есть сейчас. И, к сожалению, наверняка будут. Одна кутит во время войны. Другой всеми правдами и неправдами добывает бронь…
«Все циклично, — говорила в большом интервью Дина Корзун. — Времена меняются, психология людей — не очень. Мне героиня Монастырская не очень близка. Но играть ее интересно. Стараюсь быть адвокатом роли».

Быть адвокатом — задача непростая. В военное время понять таких людей не просто сложно — невозможно. Как и Марка, которому родные в конце концов показывают, что не хотели бы жить с ним в одном доме.
Все эмоции, как на ладони
Вот уже несколько поколений любят и смотрят гениальный фильм Калатозова «Летят журавли» с невероятной операторской работой Урусевского и блистательными актерами — Баталовым, Самойловой, Меркурьевым… А вот актрису, сыгравшую Монастырскую в фильме, получившем «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах (единственный случай в истории советского кино), пожалуй, не вспомнит никто. На экране она — максимум минуты три. Ирина Прейс — так звали актрису. «Летят журавли" — самая известная ее киноработа. Из четырех.
В «Покровка.Театр» образ Монастырской более выпуклый. Дина Корзун появляется во втором акте спектакля. У нее 5 или 6 сцен. Тут и застолье с колбасой и красной икрой, и коробки конфет от директора филармонии, за которого Антонина Николаевна жаждет выйти замуж, хотя в Ташкенте у него жена и дети, и разговоры с гостями… Наконец сцена с Белкой (Вероникой), прибежавшей за игрушкой, подаренной ей ушедшим на фронт любимым Борисом…Как говорит Дина, в ее Антонине — «отношение к людям, к вещам, к мужчинам, к будущему. Даже ко вселенной…»
Театр на Покровке — маленький, почти домашний. Крошечный зал. Сцены как таковой нет. Артисты порой перешагивают через ноги зрителей. И тут уж никак не соврать — все эмоции, как на ладони. Ответственность колоссальная!
И военные песни под гитару
Декорации скромные — видавшие виды раскладной стол, венские стулья, его величество антикварный буфет, пианино, карболитовый телефон на стене. Да «тарелка» — репродуктор, передающий известия с фронта. Примерно так выглядел и ефремовский спектакль, поставленный почти 70 лет назад.
Незначительные смены декораций производят сами актеры. И делают это легко, непринужденно. Как будто так и написано в пьесе Розова.
Дину Корзун, когда-то проснувшуюся звездой после фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих», соскучившиеся зрители, конечно, встречали радушно. Большая часть букетов досталась именно ей. Но нельзя не отметить, что слабых актеров в спектакле просто нет. Сергей Ищенко (Федор Бороздин), Мирослав Душенко (его сын Борис), Софья Игрушкина (его дочь Ирина), Нина Арцибашева (Анна Михайловна Ковалева), Андрей Сумцов (Марк). «Браво!» — Татьяне Швыдковой (Нюра-хлеборезка), очень напоминающей Галину Волчек — в той самой ефремовской постановке. Отдельные аплодисменты — Варваре Насибулиной (Вероника), прошлогодней выпускнице «Щепкинского училища» (мастерская недавно ушедшего Владимира Сафронова). Девочка, родившаяся на стыке веков, только начинает свою карьеру, но проживает судьбу Вероники так, будто наверняка знает, что такое война, голод, холод, потеря любимого человека…
Актеры играли с такой самоотдачей, с таким нервом, что не заплакать в конце оказалось просто невозможно. Помогали действию песни страшных лет и более современные, тоже посвященные войне. Никаких фонограмм! Только живое актерское исполнение. И скромно сидящий в уголке аккомпаниатор-гитарист Михаил Сегенюк, без которого спектакль вряд ли был бы полноценным.
09.10.2025

Автор: Татьяна Уланова
Фото: Диана Евсеева
09.10.2025
Автор: Татьяна Уланова
Фото: Диана Евсеева
09.10.2025

Читать оригинал на сайте "Аиф"